Как защитить авторские права в интернете

Любая единица контента, если она создана вами, находится под защитой авторского права. Но это не останавливает правонарушителей, и количество плагиата увеличивается с каждым днем. Рассказываем, как себя обезопасить в киберпространстве: какие права есть у авторов и как их защитить.

Что такое авторское право

Согласно ч. 1 ст. 1255 ГК, авторские права — это интеллектуальные права на произведения искусства, литературные и научные продукты. Сразу возникает вопрос, а при чем тут интернет? Ответ в ст. 1250 ГК, где уточняется, что назначение и способ выражения этих произведений не имеет значения. А значит, с точки зрения закона, это может быть любой продукт, в том числе цифровой, размещенный в Сети.

Согласно ч. 3-4 ст. 1250 ГК, авторское право автоматически возникает как на опубликованные, так и на неопубликованные продукты в момент их создания. Поэтому не требуется соблюдение каких‑то формальностей, главное – есть результат творческого труда.

  • Например, вы придумали свадебный наряд для какой‑то знаменитости, которая выходит замуж. Само платье не сшили, но создали эскиз – с этого момента ваша идея под защитой, хотя самого результата труда еще нет. Но здесь нужно различать идею и концепцию. Если есть эскиз наряда, вы под охраной закона. А вот если просто сказали, что хотели бы сделать приталенное белое платье с большой алой розой на поясе, а ваш собеседник на следующий день его сшил, то нет. Идея ваша, но с точки зрения закона, это ничем не подкреплено, даже если есть свидетели. А вот если бы вы сделали эскиз или словесное описание будущего платья в своем блоге, тогда правым были бы вы.

Если говорить о результате творческого труда, по закону нет разницы между, например, комментарием в социальной сети и научным текстом о разновидностях микробов. Также неважно, использован весь объект или его часть: вставили куплет вашей песни в ролик на YouTube или использовали ее целиком для видео, результат один — ваши интеллектуальные права нарушили.

Какие права есть у автора

Чтобы не запутались, что можно, а что нельзя, расскажем отдельно о правах, которые возникают у автора сразу после создания контента.

Сохранять авторство произведения

Согласно статьям 1257-129, право на текстовый, аудио либо фотопродукт появляется в момент его создания. Например, вы сфотографировали морской закат, написали пост о том, как прошел отпуск, создали проект нового здания — вы уже автор, регистрировать этот факт не нужно.

Это дает право требовать, чтобы ваше имя указывали при каждом использовании результата вашего труда. При любом нарушении этого права вы можете инициировать судебное производство и взыскать с нарушителя компенсацию, даже если ситуация не принесла вам убытки.

Право считаться автором своего произведения не подлежит отчуждению — его нельзя подарить, продать или завещать (ст. 1265). Но речь идет именно об авторстве, а не об авторских правах. Последние как раз можно уступить любому третьему лицу, но коммерческая выгода не сделает его автором произведения.

Сохранять авторство труда по работе

Многие делают контент по работе: журналисты пишут статьи, фотографы делают снимки, программисты создают коды по заданию. Согласно ст. 1295 ГК, это является служебным произведением, и авторское право на него принадлежит создателю, а исключительное — работодателю. Это значит, что последний может воспользоваться контентом для получения прибыли, но все равно автором будет считаться тот, кто работал над ним.

При этом исключительное право возвращается к создателю произведения, если руководитель за три года:

  • не воспользовался продуктом автора;
  • не передал кому‑то права на него;
  • не сообщил создателю, что решил оставить его произведение неопубликованным.

В целом, всегда нужно внимательно изучать трудовой договор, чтобы точно знать, как будут использоваться служебные произведения, какие проблемы могут возникнуть и повысить шансы оказаться правым в случае спора.

Публиковать контент

В соответствии со ст. 1268 ГК, право решения о публикации принадлежит автору. Если делаете это без разрешения — нарушаете закон, даже если действуете не в корыстных целях.

После смерти автора данное решение принимается его наследниками, но только после официального вступления в права наследования.

Решать, как подписывать публикацию: своим именем, псевдонимом или сохранить анонимность

Ст. 1265 ГК регулирует право автора на имя и право авторства — при публикации он может использовать свое настоящее имя, придумать псевдоним или не указывать информацию о себе. Даже в последнем случае его право авторства сохраняется, потому что никто не может использовать чужой контент, даже если неизвестно, кто его создал.

Согласно ст. 1300 ГК, сведения об авторе нельзя менять или удалять, что также защищает интеллектуальные права.

Запрещать вносить изменения в произведение

Ст. 1266 ГК регламентирует право на неприкосновенность произведения — нельзя вносить в него изменения без разрешения создателя.

  • Например, вы пишете статью для информационного сайта, ее редактируют, и она видоизменяется. Вы об этом знаете и не возражаете — это оговаривается в момент начала сотрудничества. Если подобное вмешательство вас не устраивает, можете отозвать произведение и защитить свои авторские права. Только в этом случае есть вероятность, что денег за работу вы не получите, а прав будет заказчик, который не заплатил.

Давать согласие на перевод или размещение в сборнике

Перевод произведения на другой язык – новый оригинальный продукт, на который возникают новые авторские права, они принадлежат переводчику, и их надо соблюдать (п. 3 ст. 1260 ГК). Но перед тем как делать перевод, нужно получить согласие автора, иначе это будет нарушение его прав.

Так же обстоят дела со сборниками — перед тем как публиковать произведения, нужно получить разрешения от всех создателей. При этом авторское право продолжает охраняться, то есть каждый, кто написал текст или сделал иллюстрацию, может в дальнейшем использовать свои произведения снова. Но это учитывается не всегда, поэтому внимательно читайте условия договора до того, как соглашаться на включение своего творения в сборник.

Уступать права на использование

В соответствии со ст. 1270 ГК, автору принадлежит исключительное право использования продукта своего труда. Это значит, что он может использовать его, воспроизводить, распространять, получать прибыль и т. д. Так как исключительное право — имущественное, его можно передавать по лицензионному договору (ст. 1286 ГК) или по наследству.

Это можно делать полностью или частично, на возмездной основе или бесплатно – зависит от условий конкретного договора.

Использовать знак охраны авторского права

Чтобы закрепить свои имущественные права, важно оповестить об их существовании. Согласно ст. 1271 ГК для этого на каждом экземпляре нужно разместить:

  • букву С, обведенную в круг;
  • имя или название правообладателя;
  • дату первой публикации.

Для электронного формата нужно прописать эти элементы на сайте, в блоге и т. д.

Сотрудничать по договору авторского заказа

Автор имеет право получать прибыль от своих произведений. В соответствии со ст. 1288 ГК для этого он заключает договор с заказчиком, на основании которого создает для него контент.

В договоре прописывается не только срок исполнения и стоимость работы, но и объем передачи права на произведение.

В произведение нельзя вносить существенные изменения без согласия создателя (ст. 1266 ГК). А если нарушаются исключительные права, их владелец вправе требовать через суд не возмещения убытков, а компенсацию, сумма которой будет значительно больше.

Как понять, что авторские права нарушены

О несоблюдении авторского права можно говорить, если ваш онлайн‑контент используется на чужих ресурсах. При этом неважно, какой объект труда — фото, текст, песня, ролик или другой продукт.

Как защитить контент и доказать авторское право

Доказать авторское право можно в досудебном или судебном порядке.

В первом случае нужно:

  • связаться с нарушителем;
  • направить в его адрес претензию с указанием его правонарушения — сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о принятии;
  • приложить доказательства: копии черновиков, если это текст, похожих кадров, если это фото, но не оригиналов.

Срок ответа на претензию – 30 дней с момента получения. Если в течение этого периода вам не ответили или вы получили отказ, обращайтесь в суд.

Исковое заявление составляется по общим нормам ст. 131 ГПК РФ. Важно подробно расписать суть обращения, соблюдая хронологический порядок, а также приложить доказательства.

В каких случаях можно использовать чужой контент

Есть ситуации, когда вашим произведением могут пользоваться без нарушения закона:

  1. Заимствование — когда человек вдохновляется примером и на его основе делает что‑то свое. Например, зашел на сайт с вашими канцтоварами и сделал свой в таком же стиле, но продает хендмейд.
  2. Цитирование — доступно каждому, при условии, что указывается авторство, есть ссылка на источник и контент используется не в коммерческих целях. Например, можно показать на уроке в начальной школе кадр из рекламы «Кока‑кола» и объяснить на его примере, как определенная атрибутика создает праздничное настроение. А если музыку из этой рекламы наложите на ролик о домашнем квасе на продажу — это уже нарушение законода.
  3. Использование в некоммерческих целях. Если вы купили фильм и смотрите его дома, это ваша собственность. А если пригласили соседей и взяли с них по 100 рублей за сеанс – это уже схема для заработка, и закон нарушен.
  4. Пародии — это самостоятельное произведение, даже если пародируется известный человек, фильм или музыка. Главное, дать ссылку на оригинал.

Какие существуют меры профилактики нарушения авторских прав

Лучше позаботиться о предотвращении воровства, чем распрощаться с контентом.

  1. Предупредите пользователей. Например, на сайте можно разместить правила использования материалов с него. Также стоит поставить знак защиты авторского права ©.
  2. Зафиксируйте авторство. Можно запросить нотариальный протокол осмотра веб-страниц, но, если объем ворованного контента большой, это дорого. Если речь о снимках, настройте метаданные таким образом, чтобы в них была информация о вас, также можно использовать водяные знаки. Еще один вариант фиксации авторства — его депонирование в интернет‑сервисе или в авторском сообществе.
  3. Расскажите о выходе нового материала в социальных сетях, например, анонсируйте новые позиции на своем сайте.

Вам понравилась статья?

Тарифы
Интернет
Услуги
Скидки
Сервисы
Подсказки
Кешбэк
Роуминг
старт